епархия

Краткая историческая справка

История

История возникновения церковной жизни на Луганщине тесно связана с заселением территории запорожскими и донскими казаками, а также крестьянами, бежавшими со своих мест по причине усиления военного и социального гнёта. Переселяясь на новые, ещё не обжитые земли, они несли с собой также унаследованную от предков по неразрывной цепи преемственности православную веру в строящихся селах, посёлках и городах воздвигались храмы, являющиеся средоточием духовной жизни населения. Поскольку первые свидетельства о переселенцах относятся к 16-му веку, то и появление храмов нужно относить приблизительно к этому же времени.

В 17-м столетии волна заселения территории нынешней Луганщины заметно усиливается. Уже появляются первые военные городки: Ровеньки, Старобельск, Новоайдар, Беловодск, Станица Луганская и другие, которые охраняли южные границы Московского государства от набегов татарских кочевников, и являлись убежищем для местных жителей, проживавших в окрестных селениях, где не имелось никаких военных укреплений.

Во второй половине 17-го века была образована Славяносербия для сербов и славянцев, поступивших на военную службу к Московским правителям. Это были беженцы из Османской империи, они являлись братьями по вере русскому и украинскому народам. Они также сыграли немаловажную роль в зарождении и развитии православной духовности в нашем крае.

В то время церкви, находившиеся на территории нынешней Луганской епархии вместе со всей Слободской Украиной управлялись Белгородскими архипастырями, среди которых был также причисленный к лику святых епископ Иоасаф (Горленко).

Во второй половине 18-го века, после значительных побед России над Турцией в связи с военными действиями и повышением спроса на боеприпасы, в 1795 г. указом императрицы Екатерины II был учрежден литейный завод на месте теперешнего Луганского патронного завода. Возникший возле завода посёлок быстро разросся и в середине 19-го века соединившись с селом Каменный Брод получил статус города.

Вторая половина 19-го столетия характеризуется быстрым ускорением заводской и угольной промышленности, ростом населения, как самого г. Луганска, так и его окрестных территорий. К 1897 г. по данным 1-й Всероссийской переписи населения Луганск населяло 34 тыс. человек, из которых 24 тыс., т.е. 70% засвидетельствовали о своём православном вероисповедании.

В 19-м веке территория современной Луганской области в административном отношении входила в различные губернии: Старобельский уезд – в Харьковскую; Славяносербский и Бахмутский – в Екатеринославскую; часть нынешнего Беловодского района – в Воронежскую; Станично-Луганский, Свердловский и Антрацитовский районы в область Войска Донского. Соответствующим было и распределение храмов по их юрисдикции.

До событий 17-го года в самом городе Луганске было 7 православных храмов и одна часовня. Первым среди них и единственным сохранившимся до наших дней был Петро-Павловский храм в селе Каменном Броде. Построен он в 1761 г. деревянным, а в 1792-1796 гг. на его месте был сооружен каменный храм с тремя престолами и колокольней. Здесь действовала также церковно-приходская школа.

В 1821 г. на Базарной площади была построена Успенская церковь, площадь переименовали на Успенскую, в 1900 г. здесь был разбит Успенский сквер (сейчас площадь Революции). В это же время была построена Свято-Георгиевская церковь в Вергунке.

В 1841 г. на территории Луганского завода был возведён храм в честь свт. Николая Чудотворца.

В 1861 г. общество купцов и мещан Луганского завода предприняло за свой счёт постройку храма в честь Казанской иконы Божией Матери. Улицу отходящую от храма на восток наименовали Казанской (сейчас ул. К.Маркса).

В 1897 г. в городе возвели Свято-Преображенский храм, рядом находящиеся улица и площадь получили одноименное название (сейчас ул. им.Фрунзе, пл. им. Р.Люксембург).

В начале ХХ в. в Каменном броде уже действовал и Свято-Троицкий храм.

В 1905 г на средства, завещанные купцом Федором Подкопаевым, возвели Воскресенскую (кладбищенскую) церковь.

Зарождались и расширялись многие другие приходы.

На кануне первой мировой войны два афонских монаха начали строительство монастыря по ул. Садовой, но события 1914 и последующих годов, воспрепятствовали осуществить намеченные планы.
Полнокровной жизнью действовал Свято-Скорбященский женский монастырь в г. Старобельске, сначала основанный как приют для детей сирот и престарелых в 1849 г., а затем в 1862 г. преобразованный в женскую обитель.

Вдова Анна Ивановна Булич, мещанка по происхождению и местная жительница, в 1849 г. продала свое родовое имение, на окраине города она приобрела заброшенную усадьбу в 3 десятины с обветшалыми деревянными постройками.

Следуя благочестивым устремлениям своей души, Анна Ивановна устраивает странноприимный дом для детей сирот и престарелых. Вскоре это заведение преобразовывается в приют девочек сирот духовного звания, которых насчитывалось уже до сорока.

В 1851 г. освящается домовая церковь.

Средства Анны Ивановны, за счет которых содержался приют скоро истощились, что побудило ее ходатайствовать о переименовании заведения в женскую общину.

В 1862 г. ходатайство было удовлетворено – приют преобразован в Свято-Скорбященскую женскую обитель, основательница пострижена в рясофор с именем Ангелина и назначена на пожизненное управление монастырем.

В 1870 г. в обители уже завершилось строительство Свято-Троицкого каменного храма и келий, был приобретен хутор.

Материальное благосостояние обители стало улучшаться и уже через 2 года (в 1872 г.) был заложен еще один каменный храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте».

Монастырь постепенно начал расстраиваться, приобретались и строились новые корпуса, пополнялось число насельниц, постепенно увеличивалось число паломников и богомольцев. Находились благотворители, которые содействовали благосостоянию храмов богослужебной утвари, а также хозяйству обители.

С приходом к власти большевиков и начавшейся антирелигиозной кампании прежний порядок жизни нарушился, и уже в 1922 г. монастырь был закрыт.

В довоенные годы в зданиях обители содержались польские военнопленные. Затем на территории размещались две воинские части, вплоть до 1992 г.

За скудостью документальных данных весьма проблематично составить детальную картину зарождения, расширения и развития церковной жизнедеятельности на Луганщине по основным направлениям в период от заселения края до октябрьского переворота 1917 года. Но даже имеющиеся сведения о постоянном возведении церковных построек, о принадлежности большинства местных жителей к православному вероисповеданию, свидетельствуют о естественном течение духовной жизни в сторону постепенного развития и усовершенствования, о повышении религиозного самосознания и культурного уровня народа Луганщины.

С 1917 г. на Донбассе, как и по всей территории Российской империи после Октябрьского переворота, происходит резкое изменение в религиозной жизни народа. К верховной власти в государстве приходят большевики, центральное место в мировоззрении которых занимал атеизм, и естественно они всеми имеющимися у них средствами пользовались для распространения своих взглядов и принципов. Одним из главным препятствий для этого была Русская Православная Церковь, проповедующая евангельское учение и святоотеческие идеалы, которые не могли быть совмещены с основополагающими идеологическими предпосылками марксизма.

Ситуация осложнялась и тем, что в нашем крае, населенном преимущественно рабочим сословием, очень рано еще в конце 19-го века стало зарождаться пролетарское движение, уже в начале 20-го века вели активную деятельность социал-демократические, а затем большевистские ячейки. На
руководящих должностях городского и уездного уровня большевики появились в начале 1917 года, т.е еще до октябрьского переворота, что само за себя говорит о взглядах и настроениях, если не большей, то весьма значительной части населения.

Преследования церкви также разразились весьма широко масштабным размахом. Начались массовые закрытия храмов, у верующей части населения всё более и более ограничивалась свобода к проявлению своих убеждений. Первым ударом был декрет Совета Народных Комиссаров об отделении церкви от государства и школы от церкви, лишение церкви прав юридического лица (Декрет от 23.01.1918 г). хотя 13 ст. конституции (1918г) ещё утверждала равноправие между «свободой религиозной пропаганды» и «свободой антирелигиозной пропаганды». В 1929 г. в конституцию было внесено изменение и верующим дается свобода религиозного вероисповедания. В Сталинской конституции 1936 г. статья 124 ограничивает верующих лишь до «свободы отправления религиозных культов», тогда как атеистам гарантируется «свобода антирелигиозной пропаганды». Здесь следует также отметить, что данные постановления и указы очень часто перевыполнялись, и даже те незначительные свободы, которые представлялись верующему населению, могли безнаказанно отниматься местным руководством, что постоянно и совершалось. Говорить о закрытых и разрушенных храмах весьма сложно, легче было бы перечислись храмы действующие, которых насчитывалось лишь единицы. К примеру в самом г. Луганске Успенский, Никольский, Казанский, Преображенский, Троицкий и Воскресенский храмы были до основания стёрты с лица земли; Петро-Павловский переоборудовали в кинотеатр, под названием «Безбожник», у начатого строиться монастыря исчезла всякая надежда и перспектива. Подобное было по всей местности теперешней Луганщины.

В июне 1938 г. была образована Ворошиловградская область (по тогдашнему названию города), наименование которой вместе с наименованием города менялось в 1958, 1976 и 1990 годах. Вскоре по образованию области должна была образоваться также Ворошиловградская епархия.

За почти 25-ти летний период с 1917 по 1941 г. церковная жизнь пор причине массового отступничества и целенаправленной политики государства на уничтожение религии пришла в тяжелое состояние. Были закрыты почти все приходы, безбожникам представлялась неограниченная свобода для пропаганды, уже выросло новое поколение молодых людей, воспитанных по новой системе. С другой стороны гонения очистили церковь от всего привносного и чуждого истинному христианскому духу, в церковной ограде остались только искренне верующие и преданные люди, благодаря которым церковь выстояла в эти годы тяжелых испытаний.

В 1944 году была образована Ворошиловградская епархия, 21 мая того же года состоялась хиротония архимандрита Никона (Петина) во епископа Ворошиловградского и Донецкого. С этого момента собственно и начинается история нашей епархии, как отдельной административной единицы.

3 августа 1948 г. епископа Никона (с 1951 года архиепископа), назначают на Одесско-Херсонскую кафедру с управлением Ворошиловградско-Донецкой епархией. За 12 лет своего правления архиепископ Никон положил много трудов для возрождения духовной жизни на Донбассе — открывалось большое количество новых приходов, велось деятельное архипастырское окормление паствы. Трудами архиепископа Никона был построен и освящён Свято-Николо-Преображенский кафедральный собор в г. Луганске. Более-менее налаживались отношения с местным руководством, что весьма благоприятно сказалось на восстановлении многих приходов и общин.

16 апреля 1956 года архиепископ Никон скончался и был погребен в склепе нижнего храма Свято-Успенского кафедрального собора города Одессы.

По кончине архиепископа Никона на Одесско-Херсонскую кафедру был назначен архиепископ Борис (Вик), с 1959 г. митрополит, он же управлял и Луганско-Донецкой епархией.

На его правление пришлись как раз годы Хрущевских гонений (1959-1964 гг.). В 1961 году под давлением государственных органов был принят устав об управлении РПЦ, где священник отстранялся от управления приходом. Ему запрещалось быть ни председателем приходского совета, ни даже его членом. Таким образом, он становился «служителем культа», нанятым исполнительным органом, и по усмотрению этого органа мог быть уволен. В результате этих мероприятий церковь потеряла около двух третей своего организационного состава.

Митрополит Борис ценой неимоверных усилий и своего здоровья отстаивал интересы верующего народа и Церкви. Он всячески искал пути к установлению диалога и хоть каких-то отношений с органами государства.

Владыка Борис отстоял Свято-Петро-Павловский собор в г. Луганске, который хотели обратно пустить в «культурно-просветительское» пользование, и многие десятки храмов по Луганской и Одесской епархии. Он непрестанно окормлял вверенную ему паству, проповедовал, большое внимание уделял благоустройству Одесской семинарии, заботился о монастырях.

В результате больших нагрузок и перенесенных один за другим инфарктов митрополит Борис скончался 16 апреля 1965 года.

В мае 1965 г. управляющим Одесской и Ворошиловградской епархиями был назначен архиепископ Сергий (Петров), с 1971 г. — митрополит. Этот иерарх, как и его предшественники, самоотверженно трудился на благо Церкви и верующего православного народа. Хотя волна административных репрессий, начатых при Хрущеве, угасла, но все же давление многочисленных государственных органов не прекращалось, делалось все возможное, чтобы снизить до минимума всякое проявление церковной жизнедеятельности. В этих условиях Владыке Сергию приходилось окормлять вверенные ему епархии, поддерживать благосостояние приходов, следить за порядком в клире, заботиться о духовной семинарии и выполнять различные послушания высшего церковного руководства. Много трудностей представлялось в управлении Ворошиловградско-Донецкой епархией, находящейся на значительном расстоянии от Одессы, причем доступ сюда быт открыт лишь 3 раза в год. Но при всех этих препятствующих обстоятельствах митрополит Сергий смог добиться некоторых положительных результатов в поддержании Луганской епархии и сохранении ее деятельности.

После юбилея тысячелетия Крещения Руси, в 1988 г., узы атеистического режима начали заметно слабеть, появились новые перспективы для всяческого расширения сферы церковно-пастырской деятельности.

В том же 1988 году митрополит Сергий ходатайствовал о том, чтобы ему назначили викария для помощи в управлении вверенными ему епархиями.

13 декабря 1988 г. на эту должность был хиротонисан настоятель Свято-Покровского собора г. Измаила и благочинный Измаильского округа Одесской епархии архимандрит Иоанникий (Кобзев), с титулом епископа Славянского, викария Одесской епархии.

Митрополит Сергий перенеся большие трудности и нагрузки, и вследствие их многие недуги, скончался 4 февраля 1990 года, погребен на кладбище Свято-Успенского Одесского монастыря.

С 1990 г. управляющим Донецко-Луганской епархией был утверждён викарий Одесско-Херсонской епархии епископ Иоанникий.

В 1991 г. епархия была разделена на Луганско-Старобельскую и Донецко-Славянскую

В Луганске правящим архиереем остался епископ Иоанникий (с 1993 г. – архиепископ, с 2002 г. – митрополит), теперь уже с титулом Луганский и Старобельский.

С 1990 г. началось интенсивное возрождение религиозной жизни, чему также способствовали реформы в законодательстве.

С 1992 года Луганской епархии была передана основная часть монастырских построек Свято-Скорбященского женского монастыря в городе Старобельске, после чего началось постепенное восстановление обители.

Для подготовки будущих пастырей в 1997 году в епархии открыты регентские курсы в городах Алчевске и Свердловске, которые в 2002 году преобразованы в Духовные училища с 3-х годичным курсом обучения.

Также, с 2002 года действует Луганская Православная классическая гимназия имени святой мученицы Татианы, первое в Украине учебное заведение — учебно-воспитательный комплекс, в состав которого входят общеобразовательная школа «София», которая реализует базовый государственный учебный план; Православная гимназия — реализует дополнительное духовное образование, направленное на воспитание православной личности. Существует научно-методический центр православной педагогики, подготовительное отделение, кружки. Вокальный ансамбль «Ковчег» гимназии — лауреат международных песенных фестивалей. В гимназии работает детский театр, детский клуб выходного дня «Пчелка».

В 2003 году решением Священного Синода Украинской Православной Церкви в г. Кременная открыт мужской монастырь в честь Преподобного Сергия, игумена Радонежского, наместником монастыря утвержден игумен Афанасий (Душенко).

В 2005 году в г. Луганске открыто еще одно духовное училище. В 2008 году при Луганском Духовном училище открыто регентское отделение.

На заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви от 31 мая 2007 года (журнал № 57) под председательством Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины, было принято решение о разделении Луганской епархии на две самостоятельные – Луганско-Алчевскую и Северодонецко-Старобельскую.

Разделение епархии было связано, в первую очередь, с увеличением числа приходов, а также административно-географическим положением области.

Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 31 мая 2007 года в с. Чугинка Станично-Луганского района Луганской области открыт мужской монастырь в честь пророка Божия Иоанна Предтечи. Наместником монастыря назначен игумен Варфоломей (Кузнецов Дионисий Владимирович).

С 2007 года в селе Красное Краснодонского района действует женская община в честь новомученицы царевны Ольги.

В 2009 году приход в честь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Красный Деркул Станично-Луганского района Луганской области преобразован в женский монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, строителем монастыря является архимандрит Павел (Валуйский).

В течение последних 20 лет в Луганской епархии сложились теплые взаимоотношения Церковного руководства с государственной властью, силовыми структурами, различными ведомствами и другими подразделениями общественного, частного и муниципального характера. Значительно увеличилось число паствы, приходов и священнослужителей, что соответственно создает большое количество мероприятий церковного и церковно-общественного характера. Повышает внимание к жизни приходских общин, пастырской деятельности и социальной миссии в народе. В связи с этим решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 24.11.2009 г. в Луганской епархии определено быть викарному архиерею – Преосвященному Владимиру (Орачеву) с титулом епископ Ровеньковский.

Решением Священного Синода УПЦ от 23.12.2010 г. епископ Ровеньковский Владимир (Орачев) переведен на самостоятельную Днепродзержинскую кафедру.

24 декабря 2010 г. на заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви было принято решение об открытии в Луганске богословского университета на базе Луганского духовного училища. Это преобразование вызвано, в первую очередь, повсеместной реформой духовных заведений Русской Православной Церкви и внедрением Болонского процесса в систему богословского образования.

Одним из важнейших событий 2011 года и всей истории Луганской епархии явился визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Луганщину.

Визит проходил 14-15 сентября 2011 года. В рамках своего визита Святейших Патриарх Кирилл посетил Свято-Владимирский кафедральный собор г. Луганска, заложил первый камень в строительство храма иконы Божией Матери «Умиление» в областном центре, возложил цветы к Пилону Славы и памятнику Неизвестному солдату, благословил молодоженов на совместную жизнь, общался в ветеранами войны. 15 сентября Святейший Патриарх возглавил Божественную Литургию, которая была отслужена в центре города Луганска на Театральной площади, где собрались тысячи Луганчан и верующих всей епархии. Также состоялась встреча Предстоятеля Русской Православной Церкви с руководством Луганской области и города Луганска.

Это событие явилось одним из самых значительных исторических событий в жизни нашей епархии за многие годы ее существования.

В 2012 году по состоянию здоровья Митрополит Иоанникий (Кобзев) был почислен на покой Решением Священного Синода УПЦ от 20.07.2012 г. (журнал № 65). Управляющим Луганской епархией назначен Архиепископ Митрофан (Юрчук), викарием Луганской епархии определено быть епископу Никодиму (Барановскому), с титулом Ровеньковский.