Вы сейчас просматриваете НАУЧНЫЙ СЕМИНАР КАФЕДРЫ БИБЛЕИСТИКИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ

НАУЧНЫЙ СЕМИНАР КАФЕДРЫ БИБЛЕИСТИКИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ

4 октября 2024 г. заместитель председателя Отдела религиозного образования и катехизации Луганской Епархии, д.б., проф., прот. Сергий Каплун принял онлайн-участие в научном семинаре кафедры библеистики Санкт-Петербургской Духовной Академии на тему «Актуализация библейского Откровения в художественной литературе».
Докладчиками семинара выступили священник Евгений Тимофеев, магистр богословия, с докладом на тему «Актуализация библейского Откровения в «Хрониках Нарнии» К.С. Льюиса» и иеродиакон Хризостом (Янкин), магистр богословия, с докладом на тему «Пустыня откровений Антуана де Сент-Экзюпери».
На семинаре было отмечено, что литературно-художественная  интерпретация Библии, отображение тем Священного Писания в мировой художественной литературе охватывает все литературные роды и многие жанры, имеет долгую историю и большой диапазон от простых парафразов до вольной переработки священных сюжетов. Зачастую литературно-художественная интерпретация Библии имела резонанс и влияние не меньшее, чем богословско-научная экзегетика.
Так, было отмечено, что название «Хроники Нарнии» напоминает не только о средневековых хрониках, оно соотносится с текстом Священного Писания. Для читателя название сказочного цикла Льюиса содержит религиозные мотивы. Священная История нашла отражение в композиции «Хроник». «Племянник чародея» повествует о сотворении мира и о том, как зло проникло в Нарнию (1955). «Лев, колдунья и платяной шкаф» рассказывает о Распятии и Воскрешении (1948). «Принц Каспиан» говорит о восстановлении истинной религии на месте искаженной (1956). «Конь и его мальчик» рассказывает о призвании и обращении язычника (1954). «Путешествие на край света» посвящено духовной жизни (1952). «Серебряное кресло» повествует о войне против темных сил (1953). В «Последней битве» говорится о пришествии антихриста, конце света и последнем суде (1956).
Новелла «Маленький принц» (1943) Антуана де Сент-Экзюпери изучается в школе и заявлена в программе как философская сказка и мудрая притча, как художественное утверждение всечеловеческих истин и пример чистоты восприятия мира. В произведении писатель поднял множество глобальных тем, которые на протяжении столетий волновали и продолжают волновать всё человечество. Прежде всего, это тема поиска смысла жизни. Волнует писателя и проблематика дружбы и любви. Он не просто раскрывает эти животрепещущие темы, но и доносит до читателей всю необходимость ответственности за любимого человека и весь мир в целом. Путь спасения по Антуану де Сент-Экзюпери видится в любви! «Любить – это не значит смотреть друг на друга, это значит смотреть в одном направлении», – эта мысль определяет идейный замысел повести-сказки. А известная фраза «Мы в ответе за тех, кого приручили» является универсальной как для отношений между людьми, так и для отношений между людьми и животными. Эти слова в наше время стали афоризмом и в словаре их значение толкуется, как призыв быть ответственным в любви и дружбе, щадить чувства других, дорожить чужим доверием, не обманывать его, быть милосердным к животным. Сказка, как и притча, – древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, утверждает веру в торжество добра и справедливости.
   И, тем не менее, богатая история литературно-художественной интерпретации Библии указывает не только на глубокую связь мировой литературы с Писанием, но и на невозможность превзойти его, даже когда сюжет обработан гениальным мастером слова. Никакие литературно-художественные интерпретации не смогут заменить собой Библию.