You are currently viewing Вергунский оазис благоденствия

Вергунский оазис благоденствия

 Невозможно не восхититься тем оазисом благоденствия, ухоженным и благоукрашенным простором Свято-Вознесенского прихода. Новые золочёные купола, возвышающиеся над частным сектором Малой Вергунки, зовут тебя ещё с дороги. Поворачиваешь в проулок, и через минуту ты уже входишь в ворота церкви.

  Справа — храмовый зоопарк, как напоминание о Ноевом Ковчеге. Павлин приветствует тебя распушенным хвостом и своеобразным криком. Здесь и кролики, и куры разных пород, и белки, и цесарки, и дрофы, и лама и много других животных. Понимаешь, всё это сделали взрослые люди для детей, воспитанию которых здесь уделяют очень большое внимание.

  Впереди — парк с огромными клумбами, на которых только сегодня расцвели кусты прекрасных белых и жёлтых лилий. Цветёт так же много сортов роз и других цветов. Умиляет небольшой симпатичный фонтанчик, установленный посреди всего этого цветочного рая, который тянется до большой (белой с синей отделкой) трапезной, возле которой установлены лавочки для отдыха прихожан.

   В отдалении — малые дети качаются на качельках. Мамы — рядом. Следят, чтобы с их любимыми сокровищами ничего плохого не случилось. Это правильно, так и должны поступать заботливые родители, но и понимаешь, что здесь и детей, и родителей, в дополнение, охраняет и Сам Господь Иисус Христос, во славу Вознесения которого возведено трёхэтажное здание с золочёными куполами, с нижним и верхним храмами. Во славу Спасителя рода людского (на завершающей стадии строительства), возводится и трёхэтажный монашеский корпус.

***

  После воскресной службы, уже имея благословение, подхожу к настоятелю Свято-Вознесенского прихода, руководителю епархиального Отдела по вопросам семьи архимандриту Вениамину (Анучкину), чтобы взять у него интервью для епархиальной газеты «Православная Луганщина».

— Отец Вениамин, вы строите Свято-Вознесенский монастырь на своём приходе. Но ведь у нас уже есть Свято-Вознесенский монастырь в селе Хорошее. Как с этим быть?

— Ну и что, что есть монастырь с таким названием. Будет Свято-Вознесенский монастырь номер два. В этом нет ничего предосудительного.

 — Но у вас же есть ещё храм Георгия Победоносца, можно было и в честь этого святого назвать общину.

— А там у нас другой монастырь будет, если Господь даст такую возможность, конечно.

— Отец Вениамин, расскажите о жизни Вашего прихода. О работе отдела семьи.

— Что касается жизни нашего прихода, это моя работа. В остальном, у меня есть прекрасные помощницы. Они вам расскажут более подробно о всех наших делах. Мое дело — благословлять на труды во славу Божию. Они уже трудятся, а я, по возможности, направляю их деятельность. Но и они меня тоже в чём-то направляют. Народ у нас инициативный: трудится, усердствует.

   ПЕРИОД СТАНОВЛЕНИЯ

 — Плоды таких трудов — налицо! Тут и спрашивать не надо, что делается. Переступаешь ворота прихода и всё. Ну что у тебя, глаз, что ли, нет? Смотри, что делается. И купола золочёные появились на храме, и монашеский трёхэтажный корпус вырос, как на дрожжах, и зоопарк большой да ухоженный, и детская площадка здесь, и парковая зона с цветниками и фонтаном глаз радует, и трапезная говорит о заботе к людям. Всё своими руками, многими трудами Свято-Вознесенской общины создано.

— Что касается прихода, я начну издалека. Ещё только начал служить в Большой Вергунке, это в 1993 году было, уже тогда наметил для себя, чтобы был здесь со временем монастырь. Это ж был сначала один храм, потом уже открыли и здесь. И ещё несколько приходов Луганской епархии открыли батюшки, которые вышли из нашего прихода. Это и в Весёленьком, и на Вергунском Разъезде, и в Металлисте, и в Каменном Броде (храм Сергия Радонежского), и на Веселой Горе. Все эти храмы открывали и возрождали батюшки — выходцы из нашего прихода. Я их благословлял на это. Вот так мы здесь начинали.

      В скором времени, после того, как начал я службу в Большой Вергунке, думаю, «недостаточно в этой стороне храмов». Весь народ не сможет прийти к нам и освятить свои куличи и крашенки на Пасху, воду на Крещение и так далее. Тогда мы берём батюшек, приезжаем сюда служим молебен, потом едем или посылаем батюшек проводить молебны в Весёленькое, на Вергунский Разъезд и далее. Таким образом, постепенно образовывали приходы. А потом, к священнику приходят с просьбой открыть храм, а уже всё готово к учреждению православной общины. Самое главное – народ готов создавать приход. Ставим вагончик — обычно все с этого начинают — приспосабливаем его под храм, или ставили ещё деревянный храм, и начинаем служить. А как мы ставили деревянный храм в 14-м году? Мы ж молились и здесь, и в деревянном храме, когда началась война: все эти обстрелы миномётами, всеми этими снарядами. Думаю, если упадёт, разорвётся снаряд около храма, то всех перекосит осколками. Поэтому мы сделали храм нижний, как бомбоубежище. Я думал там только комнату для крещения сделать, а сделали полноценный храм. Те, кто может подниматься на 3-й этаж, поднимаются в верхний храм, а кто послабее, остаются в нижнем храме. Бабушки больные, инвалиды, они там, на первом этаже все собираются. Сейчас мы три литургии проводим по воскресениям. Ранняя служба у нас в 6.00 в верхнем храме проводится, потом на 7.30 — в нижнем храме, и в 8.30 — снова в верхнем храме совершаем. И таким образом все вместе спасаемся.

  Сейчас мы строим трёхэтажное здание для монашествующих, для насельников будущего монастыря. Я думал об этом ещё 30 лет назад, и только теперь Господь управил воплотить замыслы в действительность.

  «ЖИЗНЬ ДУХОВНАЯ КИПИТ»

— У вас здесь монашеская женская община будет располагаться?

  — Почему только женская? У нас же и мужчины-монахи есть. Я предполагаю, что у нас будет при Свято-Вознесенском храме — женский монастырь, а в другом храме в Большой Вергунке — мужской монастырь. Или наоборот. Тут — мужской, а там — женский. В зависимости от того, сколько и какого пола у нас насельники будут прибывать, когда здание будет готово для заселения. Тогда уже будет предложение и, если желающие появятся, пусть приходят. Будем вместе молиться, будем вместе трудиться. А пока, сами видите, и малыми силами что-то пытаемся делать на территории прихода.

— А каковы эти малые силы? Вся община помогает или несколько человек из неё. Кто Ваши помощники основные?

— В основном, это те люди, что при храме находятся постоянно. А так, обращаемся к прихожанам с просьбами помочь в том, в другом деле. Не отказывают.

— И нанимать рабочих приходится?

— И нанимаем рабочих, когда надо. По-всякому бывает. Идём к соседям за помощью и, потихонечку-потихонечку, вырисовывается территория будущего монастыря. Хочется, конечно, чтобы храм основной построить средств и сил хватило, но это уже после того, как закончится строительство монашеского корпуса. Жизнь духовная кипит. Божественные литургии совершаются ежедневно. И в Свято-Вознесенском храме, и в Свято-Георгиевском храме Большой Вергунки народ посещает службы. Конечно, надо чтобы и певчие были, и священники. Чтобы они не болели. Не всегда что-то получается, но, по крайней мере, многое нам удаётся. Даже в те первые месяцы войны в 2014 году, когда священников было маловато (а одного из наших батюшек убило — это протоиерей Владимир Креслянский), мы служили по две недели, а потом неделю отдыхали, и снова заступали на две недели служить. Вот так выживали. Ни одного дня не было, чтобы без литургии.

ПРИХОДСКАЯ ПОМОЩЬ

— Спасибо за воду. Благодаря Вашему источнику на приходе и я выживала в 14-м году.

— Да, водичка здесь была. Что интересно, взрывы не прекращались, а в очереди за водой стояло до 500 человек у нас обычно. И вот стоит очередь, я удивлялся, там разорвётся мина, в другом месте разорвётся неподалёку, а люди не уходят. Потому что без воды нельзя. Все стоят и ждут, когда наберут свои баклажки и домой в семью понесут.

  — Отсюда привозил мне не чужой для Вашего прихода человек. Знаю, что он недавно получил минно-взрывную травму стопы. Помоги, Господи, рабу Божьему Олегу выдержать многочисленные операции, лечение и реабилитацию. В беде здесь не бросают. Не сомневаюсь, что поможете встать на ноги, пусть и с протезом. Дай Бог ему сил и дальше быть полезным обществу, людям, приходу.

— Да, конечно, молимся за него.

— Вы, я помню, и кормили людей, когда голод в начале войны наступил.

— До 500 человек в день кормили. Две трапезных у нас. Была возможность приготовить, расположить людей. Думаю, народ не должен обижаться на нас, мы старались быть внимательными к ним. Ну, и они отвечали нам тем же.

— Любят люди Вас. Стоило мне прийти, как подходят, рассказывают, и про чудеса, которые по Вашим молитвам происходили, и про Ваши духовные наставления.

— Слава Богу за всё! Жизнь бурлит, кипит у нас. Это хорошо. Меньше остаётся времени на грехи. По крайней мере, на большие грехи.

— Отче, ныне очень тяжело на душе в связи с боевыми действиями… ежедневно гибнут люди…

— Ежедневно размышляю на эту тему, и чуть ли не до слёз мне жалко и наших, и тех, кто с противоположной стороны. Они гибнут там во множестве. Жалко и тех и тех. Ведь и украинцы – тоже, по сути, наши, многие из них просто вынуждены воевать с Россией. Вот такая беда случилась с разделённым русским народом.

  Но мы не прекращаем молиться о мире и ежедневно читаем молитву Господу о прекращении междоусобной брани. Будем верить, что не оставит Он Свой народ на поругание.

 ЕПАРХИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ ПО ВОПРОСАМ СЕМЬИ

— Вы возглавляете Епархиальный отдел по вопросам семьи. Расскажите об этой сфере деятельности. Что получается, что тревожит?

— У нас же всегда раньше были летние детские лагеря православные на территории храма, а сейчас из-за строительства и обострения военной ситуации мы вынуждены были отказаться от этого. А так у нас территория и условия быта здесь позволяет детишек принимать. И на речку мы их водили купаться. Человек 40 отдыхало у нас в летние каникулы. И ночевали, и днём спали. И с других приходов деток приглашали.

  Собираюсь обратиться к благочинным епархии, чтобы они назначали людей, и они уже докладывали мне о проведённой работе по вопросам, касающимся работы Отдела семьи.    

Это чтобы движение было не только в одном храме, но и во всех храмах епархии.

— Что нам нужно ещё сделать, чтобы разрешился такой тяжёлый вопрос, как вопрос с запретом абортов. Что мы можем сделать?

— Святейший Патриарх Кирилл обращался к Государственной Думе с этим вопросом, пока молчат, даже не поднимают вопрос о запрете абортов. У меня мысль пришла: надо их, прежде всего, приблизить к Богу. Тогда они на это смогут посмотреть другими глазами. Как это сделать? Вот есть у нас храмы во многих больницах, при каких-то других учреждениях, а при исполкомах, в советах — нет ни храмов, ни молитвенных комнат. А должны бы быть. И хорошо, если бы в Доме Правительства тоже совершались литургии. Надо народу, может, настоять, может, просить, чтобы и власти наши тоже принимали решения с Богом в голове и сердце, где-то у них должна быть хотя бы небольшая молитвенная комната.

— У нас светская власть. А если светская (атеистическая), то власть должна ровно относиться ко всем основным религиям, а не только к Православию, и молиться лично им можно только в свободное от работы время. То есть религия – это личное дело каждого чиновника и депутата.

— Но они должны решать, изменять существующие правила, принимать законы, по которым мы будем развиваться и двигаться дальше. Они же власть, они и решают, что им можно, а что — должно, и какое будет у них поведение, относительно нашей культурообразующей религии. В основном-то все православные у нас. Значит, это возможно. Вот когда начнут службы служить в государственных структурах, и они потихонечку-потихонечку начнут доказывать, что они с Богом, тогда можно будет с них дальше спрашивать. Тогда и аборты запретят в таких бездумных количествах делать, и все семейные ценности наши будут отстаивать, и поведение в быту и на работе исправлять. Так что работы – непочатый край!

— Дела Вашего прихода — пример для многих православных общин. Детей много, с ними занимаются. Слава Богу, и монашеская община разрастается, дела — в глаза сами бросаются. Отец Вениамин, а что хочется сказать широкому кругу читателей с амвона газеты «Православная Луганщина»?

— Повторю слова воскресной проповеди. Мы должны молиться о здравии жен, мужей, матерей, детей. Но также должны беспокоиться и о городе нашем, и о всех, живущих в этом городе, и о всех православных христианах. А мы, зачастую, даже наши прошения Богу пишем, будто это епитимья какая, но не вдумываемся в суть таинства. И на домашней молитве об этом не беспокоимся. Хотя, для каждого из нас должно быть и беспокойство, и усердие особенное, чтобы мир вокруг нас и наших родных и близких был нам в радость, мы о таком мире должны молиться.

  Надо работать над своей душой. Поможет в этом — постоянное посещение храма, постоянная молитва домашняя, когда положено, соблюдать пост. Та благодать, которая идёт от молитвы на богослужениях даётся нам, чтобы мы имели возможность этой благодатью успокаивать себя, утешать. Получая благодать, мы приобретаем силы, чтобы работать над своими страстями, пороками. А посещение храма даёт нам ещё и знание, что ещё нам надо для спасения. Чтобы по этому пути идти, нужно постоянное общение с Богом. В этом общении мы приобретаем и силы, и разум, и мудрость. И труд наш в радость нам дан и в утешение. И глядя на нас, наши родные и близкие видят, как мы меняемся, как мы радуемся, несмотря на трудности жизни. И они тоже начинают задумываться, перестают страховаться, бояться будущего. Они начинают радоваться тому, что уже есть, довольствоваться сделанным и надеяться на то, что Господь нас и в этой жизни не оставит, как не оставлял прежде, и в жизни будущей даст нам место по правую сторону от себя.

***

  О жизни Свято-Вознесенкского прихода и работе епархиального отдела по вопросам семьи рассказывает Наталья Александровна Заика — руководитель духовно-просветительского центра «Фавор».

— У отдела семьи целая миссия — раскрыть пути объединения семей при храме в одну дружную общину, а также сформировать идеал супружеских отношений.

   С этой целью в течение нескольких лет мы рекламировали в Инстаграме работу отдела семьи по следующим проектам.

ПРОЕКТ «ИСТОРИЯ ИЗВЕСТНОЙ СЕМЬИ»

Сотрудниками отдела семьи было создано более 90 семейных историй, где герои историй — это известные спортсмены, артисты, деятели культуры, исторические личности. И каждая история — это невероятное вдохновение для создания крепкой семьи, это свидетельство миру об истинной любви, это сокровищница жизненных ценностей.

  Герои историй говорят о семье, как о малой Церкви, откровенно рассказывают историю своей любви, пути преодоления, казалось бы, непосильных испытаний; как построить семью по заповедям и почему только это обещает настоящий мир и счастье. Вот люди часто говорят: «У меня в семье все плохо». Но у многих героев в «Истории» тоже было все плохо.  Там — муж пил, там — бездетность, там — семья на грани распада…

  И, раскрывая их опыт по выходу из кризиса, под видеороликами мы давали адрес аккаунта этой семьи, где можно более подробно познакомиться с ней.

СОВМЕСТНЫЙ ОТДЫХ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ

  Ежегодный выезд семей на Ледовую арену.

  Родители и даже бабушки вспоминают молодость. Оказывается, с годами не потерян детский навык. Кто-то уже спокойно катается и не падает, как год назад. Кто-то передвигается, держась за бортик. Но сколько же радости, когда начинает получаться! Это просто потрясающе — набирать скорость и ехать, ехать, ехать… Чувствуется лёгкость, удовлетворённость, желание парить! Можно сказать, что в этот момент у каждого происходит «перезагрузка» настроения. Пусть в конце дрожат коленки, но ощущение победы и восторга берёт вверх. Это самый интересный вид семейного отдыха, который доставляет массу позитивных эмоций!

  Организация совместного отдыха на свежем воздухе и полезна, и принесёт незабываемые моменты общения.

ПРОЕКТ «УЧУСЬ БЫТЬ МАМОЙ»

Это одна из перспективных и современных форм совместной работы детей и родителей, которая их объединяет. Когда родители и дети делают что-то вместе, они чувствуют себя важной частью чего-то целого, а именно — семьи. В основном — это приготовление постных блюд. В соцсетях было выставлено 12 видеороликов на тему «Готовлю с мамой».

ПРОЕКТ «ТРУДОВОЙ ДЕСАНТ»

Это совместная работа детей и родителей по благоустройству храма.

  1. Уход за огородом и садом (30 соток);
  2. Уход за вольерами и животными;
  3. Создание клумбовых композиций.

ПРОЕКТ «НАСТОЛЬНЫЙ КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР»

Это одна из эффективных форм работы в младшей группе, в которой участвуют дети и родители. Родители помогают изготавливать куклы и декорации, могут выступать в качестве «артистов». Именно такие сказки дают детям необходимую опору в жизни, учат отличать добро от зла, развивают фантазию и интеллект.

ПРОЕКТ «УЧУСЬ БЫТЬ ПАПОЙ»

  При Свято-Вознесенском храме действует «Детская столярка». Интерес у ребят к ней повышенный. На столярке изготовлено несколько поделок садового декора для украшения территории храма: мельница, мостик, повозка, домики для кроликов, гнезда для голубей.

Организованы 2 выставки: рождественская и ко дню семьи, любви и верности.

  И с каждым изделием приобретаются новые навыки в обработке заготовок ручным и электроинструментом. И вывод здесь один: пила, молоток и шуруповерт должны оказаться в руке мальчика как можно раньше. Все трудности в работе покрывает непередаваемая радость от приятной тяжести послушного инструмента, с помощью которого, возможно, если не перестроить мир, то хотя бы слегка изменить его! И для того, чтобы научиться воспринимать мир по-мужски, мальчику необходим перед глазами живой пример. С ребятами занимаются папы и храмовый плотник, который сопровождает детское творчество – советует, подсказывает, в чём-то помогает. В столярную мастерскую может прийти любой желающий и изготовить из дерева понравившуюся вещь. Одна из основных целей мастерской — организовать семейное времяпровождение. Рассчитываем, что это превратится в их семейную традицию.

  — А как пришла идея устроить при храме детскую столярку? Удивительное событие!

  — Нам нужно было задействовать ребят, которые проучились у нас от 3 до 5 лет, и были выпущены из Воскресной школы. Возраст ещё такой, подростковый, с ними нужно продолжать заниматься, работать. И вот такая пришла идея: организовать столярку, где подростки могли бы осваивать механические и электрические ручные инструменты, а также учиться работать на различных станках. В жизни такое умение им очень даже пригодится.

   Постепенно, в течение года, мы полностью укомплектовали детскую столярку. Ручной инструмент разместили на большом стенде. Приобрели электроинструменты: шуруповерт, электролобзик, дрель, фрезер и шлифовальную машину. В конце учебного года у нас добавился рейсмусовый и токарный станок.

  Дети с огромным удовольствием работают в столярке! Многие уже научились обращаться с лобзиком по дереву. Под присмотром мастера, конечно, соблюдая все меры предосторожности, они начинают работу и выполняют её до самого конца, до готовности изделия. Учатся обращаться сначала ручным, а потом уже и электрическим инструментом.

На Рождество Христово у нас была организована удивительно красивая выставка. Мы делали рождественские фонарики из дерева, из фанеры. Они впечатляюще яркие получились.

  А на День семьи, любви и верности была удивительная выставка-продажа полочек для икон: одно-и двухярусных; продольных и угловых; с резными вертикальными стойками и резным горизонтальным декором; а также с узорами, выполненными фрезой и гравером. И пусть кромки и узоры фрезеровали пока взрослые, привычные работы по обработке заготовок, шлифовке и сборке ребята выполняли сами, но под контролем взрослых.

  Вырученные деньги от продажи полочек пошли на приобретение токарного станка по дереву с массивной станиной и набором резцов.

  В столярку ребята приходят после окончания службы в храме. Или могут прийти с папами в любое время. Шесть пап периодически приходят с детьми на занятия. Отцы передают свой опыт сыновьям. Семейная мастерская, в результате, получается у нас здесь.

— Досугом прихожан занимаетесь?

— Занимаемся мы и организацией досуга детей и их родителей. На престольные дни, на двунадесятые праздники мы готовим концерты, театрализованные представления, выставки, другие мероприятия с выходом на природу, в том числе дружеские футбольные матчи проводим. Вот и сейчас провели с детьми и их родителями ко Дню семьи, любви и верности праздничное мероприятие с концертом, со сладким столом. Традиция у нас сохранилась такая.

— Расскажите о вашей дружной и большой воскресной школе.

— У нас действуют две воскресные школы: взрослая и детская. Слушатели взрослой школы вместе с отцом Сергием Саваторовым изучают Священное Писание, разбирают по нему различные вопросы и сомнения.

   Уроки детской воскресной школы проводят наши постоянные прихожане — преподаватели с большим педагогическим опытом, используя для актуализации занятий различные методические приемы. Среди них — путешествие «За звездой Рождества», викторины, блиц-турниры, использование диапроектора.

   У нас был экзамен у выпускников, он проходил в виде Рождественского путешествия. Там целые сценки дети показывали, какие-то интересные задания они получали, которые носили другие дети в чёрных ящиках. То есть, преподаватели высокого уровня используют разные активные методы для проведения занятий, в том числе, и экзаменов. Здесь и различные конкурсы, и викторины, часто используется проектор, дети просматривают фильмы, мультфильмы, обязательно какие-то эстафеты у нас проходят.

В этом году, в связи с тем, что мальчишки у нас все алтарники, мы стали семейно проводить занятия по изучению литургии, чтобы понять её смысл. 10 ребят у нас алтарничают. И ребятам очень важно периодически углублять знания о Божественной Литургии. С этой целью для ребят и их родителей был разработан курс занятий, где с помощью плакатов Литургия показана как единое Таинство, в котором все части его являют неисчерпаемый, Божественный смысл совершающегося. На итоговых занятиях ребята закрепляют эти знания и получают сладкие призы. Родители дали такому проекту высокую оценку и попросили организовать такие же занятия по вечерней службе. Сейчас идет учебно-методическая разработка второй части проекта.

— Сколько монашествующих сейчас на приходе?

— К большому сожалению, четверо монахинь уже отошли ко Господу. Сейчас при храме 11 монашествующих и 7 послушников.

— Знаю, что Вы и люди вашего прихода в 14-м году были самые активные, и сейчас тоже, несмотря на строительство, занимаетесь благотворительностью, помогаете людям.

— Да, это так. Для людей, которые находятся в районе боевых действий, нашими прихожанами был собран большой объем продуктов питания, медикаментов, простыней, одежды, а также пожертвовано более 500 тыс. руб., на которые были приобретены заказанные медикаменты и продукты питания, в том числе, детское питание. Осуществляли доставку гуманитарки в опасные точки Юрий Турчаев, Светлана Гизай, Оксана Кнотик и др. Удивляешься такому единодушию людей, радуешься за проявленное милосердие, отзывчивость и сострадание.

   Мы комплектуем наборы по 40, по 50 пакетов и передаём Юрию Турчаеву, а он уже добавляет свою помощь, помощь других приходов и везёт в прифронтовую зону.

  «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих…». Слова невыразимой благодарности льются и льются из самого сердца. Это побудило нас силами прихода приобрести гостинцы и посетить раненых в больницах Луганска, чтобы поздравить их с Великой Победой. Многие раненые улыбались и благодарили. Мы ощущали, что для них это мощная, укрепляющая поддержка. Были и те, у которых слёзы текли по щекам. Мы тоже не могли сдержать слёз. В двух палатах лежали солдаты без ног в окровавленных бинтах. Невыносимая боль за них. Мы желали им мужества и терпения в их испытании. Собрали имена на проскомидию. Да хранит их всех Божия Матерь.

  Кроме того, мы ежегодно посещаем Луганский гериатрический интернат #1, где навещаем одиноких людей, от которых отказалась семья; а также Луганский «Республиканский центр реабилитации детей-инвалидов», где наши священники преподают детям, родителям и сотрудникам духовную помощь.

  Да, Богослужения — основа нашей жизни. Но без активных, интересных, творческих мероприятий не будет связи, единения и согласия. Взрослые и дети доказывают, что Православная церковь — она живая! Живая, если не останавливаться самим.

Беседовала Корреспондент «Православной Луганщины»
Светлана ТИШКИНА

Добавить комментарий